Портфолио мастера производственного обучения высшей категории
Муреева Владимира Константиновича.
(2009 - 2011)
Профессиональное образование является одним из основных направлений в образовательной политике страны, а мастер производственного обучения — одним из тех, кто претворяет преобразования в жизнь.
Профессиональной школе в условиях перехода и реформы образования необходим «новый» тип мастера п/о — творчески думающий, владеющий современными методами и образовательными технологиями, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования, а так же планирования педагогического и учебно-производственного процесса, внедряющего конкретную практическую деятельность, с умением прогнозировать свой результат.
Развитие и становление профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью профессионального образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них - личная, социальная и профессиональная компетентность; умение самостоятельно добывать;
анализировать и эффективно использовать информацию;
умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Мастер производственного обучения является главным действующим лицом профессиональных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что в свою очередь, выделяеет одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства мастеров п/о — формирование исследовательской культуры.
Сегодня мастер поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким мастером можно говорить о качественном профессиональном образовании, так как качество — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
В настоящее время существует разные подходы к формированию навыков рефлексии (самооценки) у мастера. Мастера не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», нет инструмента и критериев, которыми можно измерить все благородство души, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебно-производственном процессе. Ничем не измеряются в труде мастера и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом мастера, его бесконечными диалогами с самим собой.
Наверно ни одному другому представителю профессии не приходится так часто и постоянно доказывать своё право на работу, поэтому у мастера должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни мастера. Таким «досье успехов» может стать «портфолио мастера».
Я веду постоянную работу по обновлению содержания профессионального образования, совершенствованию учебной, учебно-производственной и воспитательной работы. В рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме.
Тема моего портфолио: "Внедрение современных образовательных технологий в учебный, учебно-производственный и воспитательный процессы." (2009 - 2011)
Результаты этой работы обобщаются на заседаниях методических комиссий, публикуются статьи в интернет ресурсах.
У меня имеется методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о профессиональной деятельности , моих достижениях, достижения учащихся, в ходе работы над темой проекта (портфолио).
Делюсь опытом и методическими материалами с коллегами на форуме "Профоразование", участвую в интернет конкурсах.
Востребованность человека, как специалиста, на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться и быть готовым к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио мастера» для инженерно-педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей и мастеров п/о.
Роль новых образовательных технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые мастером в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Основная цель портфолио — оценка работы мастера п/о по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).
Буду рад, если материалы портфолио, мой опыт работы будут полезны Вам в профессиональной и педагогической деятельности.
С уважением В. Муреев
Представляю вашему вниманию презентацию материалов портфолио.
Работы представлены на конкурс -
сайт интернет-сообщества "Профобразование СПО и НПО" (4-ое место)
|